Организация питания в МКДОУ начинается с заключения двухсторонних договоров с поставщиками, составления заявок поставщикам, доставки продуктов в дошкольное учреждение. Доставка осуществляется поставщиком при наличии сертификатов и удостоверений о качестве продуктов.
В ДОУ организовано 4-х разовое горячее питание. Детям с ОВЗ предоставляется 5 разовое питание на льготных условиях. Детям - инвалидом бесплатное. В соответствии с требованиями (Приложение № 10) СанПиН 2.4.1.3049-13, составлено и согласовано органами санитарного надзора 10-дневное меню (летне-осенний, зимне-весенний периоды). Блюда готовятся по технологическим картам установленного образца. Особое внимание уделяется контролю за качеством и срокам реализации поставляемых продуктов: наличие сертификатов, соблюдение товарного соседства, условий и сроков хранения. Организация питьевого режима соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13.
Для правильной организации питания детей в дошкольных учреждениях ведётся следующая документация:
- утвержденный набор продуктов для дошкольных учреждений;
- перспективные меню-раскладки и примерные меню - 10-дневные;
- ведомость контроля за рационом питания;
- журнал бракеража готовой пищи;
- журнал бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья;
- годовые, квартальные и месячные заявки на продукты;
- картотека блюд;
- нормы отходов продуктов при холодной кулинарной обработке;
- нормы выхода мясных, рыбных, овощных блюд при тепловой обработке;
- таблица замены продуктов по основным пищевым веществам.
На пищеблоке и в кладовых имеется все необходимое оборудование. Штат пищеблока укомплектован полностью в соответствии со штатным расписанием. В соответствии с программой производственного контроля все работники проходят медицинский осмотр 1 раз в год и санитарно-гигиеническое обучение 1 раз в 2 года (работники пищеблока 1 раз в год). Обеспеченность спецодеждой и моющими средствами - 100%.
Выполнение санитарно-гигиенического режима, организация питания является предметом постоянного контроля заведующего, старшей медсестры, старшего воспитателя, заведующего хозяйством. В детском саду на протяжении многих лет отсутствуют случаи кишечных инфекций. В рационе питания соблюдается доля молочных и кисломолочных продуктов, творога, мяса курицы, рыбы, фруктов. В зимне-весенний период проводится комплексная витаминизации третьих и сладких блюд витамином С. Анализ организации детского питания показывает, что за последние годы значительно улучшились показатели выполнения натуральных норм, меню достаточно разнообразно.
В целях обеспечения санитарно-эпидемического благополучия и охраны здоровья, предотвращения возникновения инфекционных и неинфекционных заболеваний среди детей и взрослых, обеспечения детского организма необходимыми продуктами питания, выполнения установленных правил технологии приготовления блюд, осуществления внутреннего контроля за организацией питания, издаются приказы "Об организации питания в ДОУ", с назначением ответственных лиц и проводимых мероприятий.
Вопросы питания рассматриваются на родительских и производственных собраниях, осуществляется производственный контроль.
ПРИМЕРНЫЙ СУТОЧНЫЙ ОБЪЁМ ПИЩИ ОТДЕЛЬНЫХ БЛЮД (г, мг)
Блюдо 1,5-3 года 3-7 лет
Каша или овощное блюдо на завтрак или ужин 150 200
Кофе, чай и др. напитки 180 200
Первое блюдо на обед 150 250
Котлеты, фрикадельки 60 70
Гарниры 120 180
Компоты, кисели, желе 150 200
Салаты 45 60
Хлеб пшеничный/ржаной 70/30 110/60
Свежие фрукты 75 100
Булочка, выпечка, (печенье. вафли) 60 80
Основным принципом правильного питания дошкольников служит максимальное разнообразие пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов - мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить детей всеми необходимыми им пищевыми веществами. И, наоборот, исключение из рациона тех или иных названных групп продуктов, равно как и избыточное потребление каких-либо из них, неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей.
Мясо, рыба, яйца, молоко, кефир, творог, сыр являются источником высококачественных животных белков, способствующих повышению устойчивости детей к действию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов. Поэтому данные продукты следует постоянно включать в рацион питания дошкольников.
Молоко и молочные продукты - источник белка, один из основных поставщиков легкоусвояемого кальция, необходимого для образования костной ткани витамина В2 (рибофлавина).
В питании дошкольников необходимо широко применять овощи, фрукты в виде салатов, винегретов, овощных супов, пюре, запеканок и др.
В питание дошкольников надо включать хлеб (черный и белый), крупы, особенно гречневую и овсяную, макаронные изделия, обеспечивающие детей крахмалом, растительными волокнами, витаминами Е, В1, В2, РР, магнием и др. Рационы питания должны ежедневно содержать жиры в виде сливочного масла, сметаны (5-10г), растительных масел (подсолнечного, кукурузного - (8-10г). Растительное масло следует использовать как приправу к салатам, винегретам и т.п., а сливочное - для приготовления бутербродов, заправки блюд. Для обжаривания продуктов лучше всего подходит топленое масло, а при его отсутствии - смесь сливочного маргарина и растительного масла.
Организация питания детей в дошкольном учреждении должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Для этого требуется четкая преемственность между ними. Нужно стремиться к тому, чтобы домашнее питание дополняло рацион детского сада. С этой целью родителям необходимо систематически давать сведения о продуктах и блюдах, которые ребенок получил в течение дня в ДОУ, для чего в группах вывешивают ежедневное меню.
В беседах о детском питании, важно предупредить родителей о том, чтобы утром, до отправления ребенка в детский сад, его не кормили, так как это нарушает режим питания, приводит к снижению аппетита, в таком случае ребенок плохо завтракает в группе.
Нормы физиологических потребностей детей в пищевых веществах и энергии (в день)
Возраст детей Энергетическая ценность, (в ккал) Белки (в граммах) Жиры (в граммах) Углеводы (в граммах)
всего в том числе животные всего всего
до 3 лет 1540 53 37 53 212
3-7 лет 1970 68 44 68 272
Очень важно строго следить за постоянством соотношения в рационе белков, жиров и углеводов(1:1:4).
Нормы питания детей в дошкольных учреждениях
(граммов в день на одного ребенка).
Продукты: до 3 лет с 3до 7 лет
Хлеб пшенич. 70 110
Хлеб ржаной. 40 50
Мука пшенич. 25 29
Крупа, макар.изделия 30 43
Картофель 120 140
Овощи разные 205 260
Фрукты свежие 95 100
Соки 100 100
Фрукты сухие 9 11
Кондитерские изделия 7 20
Сахар 37 47
Масло сливочное 22 26
Масло растительное 9 11
Яйцо (штук) 0,5 0,5
Молоко 400 450
Творог 30 40
Мясо 65 85
Рыба 32 37
птица 20 24
Сметана 10 15
Сыр 4 6
Чай 0,2 0,2
Кофе злаковый 1 2
Соль 4 6
Дрожжи 0,4 0,5
Организация безопасного режима в МКДОУ Тогучинского района "Тогучинский детский сад № 5" :
В дошкольном учреждении созданы безопасные условия воспитания и обучения детей и работы сотрудников.
В детском саду создан паспорт безопасности с целью антитеррористической безопасности учреждения. Ежегодно заведующим ДОУ издаётся приказ о безопасности в ДОУ, в котором прописываются безопасные условия и ответственные за их выполнение.
В ночное время и в выходные дни в здании детского сада, на пищеблоке дежурят сторожа.
В ДОУ и на пищеблоке установлена автоматическая пожарная сигнализация и сигнализация вневедомственной охраны, в каждой группе имеются огнетушители и схемы эвакуации из здания. Есть система оповещения сотрудников о пожаре.
В групповых помещения с целью обеспечения безопасности детей закреплена мебель. Розетки установлены в недоступных для детей местах.
Детская мебель изготовлена , с закругленными формами, пластиковой окантовкой.
Пожарная безопасность:
Организовано проведение противопожарного инструктажа и занятий по пожарно¬-техническому минимуму;
Периодически проверяется состояние пожарной безопасности в спальных, игровых комнатах и подсобных помещениях ДОУ, наличие и исправность средств связи, пожарной сигнализации и технических средств борьбы с пожарами;
Назначен приказом ответственная за пожарную безопасность по ДОУ завхоз Голдырев Павел Александрович.
Каждый работник ДОУ четко знает, строго соблюдает установленные правила пожарной безопасности, не допуская действий, которые могут привести к пожару или загоранию.
Групповые, служебные, складские и вспомогательные помещения здания своевременно убираются и содержатся в чистоте.
Проходы, выходы, тамбуры, коридоры свободны. Двери эвакуационных выходов открываются в направлении выхода из здания и т. д.
Здание ДОУ перед началом учебного года принимается комиссией администрации района с обязательным участием в ней инспектора Государственного пожарного надзора.
В групповых комнатах следует размещается только необходимая для обеспечения учебно¬-воспитательного процесса мебель, приборы, модели, принадлежности, пособия и т. п., которые до хранятся в шкафах, на стеллажах или стационарно установленных стойках.
Число коек (в спальных помещениях) и столов (другой мебели) в игровых помещениях и кабинетах не превышает количество, установленное нормами проектирования.
С воспитанниками организовываются занятия, беседы, по изучению правил пожарной безопасности в быту.
По окончании занятий все пожароопасные и взрывопожароопасные вещества и материалы убираются в специально оборудованные помещения.
Темы занятий с детьми по правилам безопасности:
Не уходи далеко от своего дома, двора.
Не бери ничего у незнакомых и малознакомых людей на улице. Сразу отходи в сторону.
Не гуляй до темноты.
Обходи компании незнакомых подростков.
Избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, заброшенных домов, сараев, чердаков, подвалов, строек
Не отправляйся один в дальние поездки.
Не входи с незнакомым человеком в подъезд, лифт. Здесь стоит отметить, что иногда преступления совершаются знакомыми людьми (например какой-нибудь сосед, добрый, улыбчивый и тихий дядя Ваня на деле может оказаться маньяком).
Не открывай дверь людям, которых не знаешь.
Договорись заранее с соседями о сигналах опасности.
Не садись в чужую машину.
На все предложения незнакомых отвечай: «НЕТ!» и немедленно уходи от них туда, где есть люди.
Не стесняйся звать людей на помощь на улице, в транспорте, в подъезде.
В минуту опасности, когда тебя пытаются схватить, применяют силу, кричи, вырывайся, убегай.
Санитарно-гигиеническая безопасность:
В целях профилактики возникновения и распространения инфекционных заболеваний и пищевых отравлений в ДОУ старшая медсестра проводит :
- осмотры детей при поступлении в ДОУ с целью выявления больных, в т.ч. на педикулез
- организует работу профилактических осмотров воспитанников и проводят профилактические прививки
- распределяет детей на медицинские группы для занятий по физкультуре
- информирует руководителя, воспитателей и методиста о состоянии здоровья детей
- следит за санитарно-гигиеническим состоянием детского сада, работой пищеблока и прохождением диспансеризации сотрудников
- при необходимости проводит санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия.
Важное значение в профилактике острых респираторных заболеваний имеет строгое соблюдение санитарно-гигиенических норм и создание оптимальных условий для правильного развития и воспитания детей, что достигается совместными усилиями администрации, педагогического и медицинского персонала учреждения.
Учитывая, что наиболее высокая заболеваемость отмечается у вновь поступивших детей в детское учреждение, огромную роль в профилактике респираторных заболеваний играет правильная и своевременная подготовка детей к поступлению в дошкольное образовательное учреждение в условиях детской поликлиники.
Психологическая безопасность личности ребенка:
Психологическая безопасность такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психическому здоровью.
Само содержание понятия безопасность означает отсутствие опасностей или возможность надежной зашиты от них. Опасность же рассматривается как наличие и действие различных факторов, которые являются дисфункциональными, дестабилизирующими жизнедеятельность ребенка, угрожающими развитию его личности.
Предусмотреть возникновение опасности довольно сложно. И в то же время и оздоровительная программа без системы упреждающих мер будет не столь эффективной.
Надежными показателями того, что средства психологической безопасности выбраны верно, служат хорошее настроение малышей, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности. Устойчивый оптимистический настрой говорит о том, что адаптация в социально-гигиенической среде детского сада проходит успешно.
Психоэмоциональное состояние детей во многом зависит от ритма жизни, который в дошкольном учреждении задается режимом дня. В нем указывается время и длительность сна, прием пищи, прогулок, занятий.
Жизнь в заданном ритме оказывает положительное воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка, Режим дня детей в дошкольном учреждении является многовариантным, учитывающим все возможные нестандартные ситуации: плохую погоду, отсутствие достаточного количества персонала, желание родителей приводить и забирать ребенка в удобное дня них время, карантины и периоды повышенной заболеваемости. Такой режим принято называется гибким, так как в нем продумана система быстрого реагирования на внезапно изменившуюся ситуацию.